Методические объединения


Методическое объединение учителей начальных классов


Методические объединения

Все учителя школы объединены в предметные методические объединения, т.е. включены в методическую систему школы. Каждое методическое объединение работает над своей методической темой, связанной с методической темой школы, и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на организацию методической помощи учителю в межкурсовой период. Все методические объединения продолжают исследовать концепции современного преподавания по предмету, отслеживают эффективность преподавания по альтернативным учебникам.

В течение года проводятся заседания по плану, на которых рассматриваются конкретные вопросы преподавания, влияющие на качество обучения, мотивацию УВП, на повышение эффективности уроков, обсуждаются вопросы по ЕГЭ: проблемы подготовки к ЕГЭ, проводятся практические занятия по трудным вопросам ЕГЭ в части С, рассматривают методику работы с одаренными и требующими педагогической помощи детьми, изучают новые стандарты второго поколения. Специфика отдельных приемов, типы современных уроков, проблемы, поиски, перспективы преподавания – все это работа, составляющая педагогическую мастерскую методических объединений.

Как показывает анализ работы МО, продолжается работа учителей по теме самообразования. Все педагогические работники школы имеют планы по самообразованию и проводят анализ своей работы на заседаниях методических объединений (могут и на заседаниях МО района, методического совета школы и т.п.) учителя методических объединений продолжают работу по мониторингу обучения (у каждого учителя свой «Портфолио», где прослеживается его работа в течение года). Кроме того, все педагоги проводят открытые уроки в рамках методических объединений.

Методические объединения на 2016-2017 учебный год

  

    

 

Планы работы МО на 2016-2017 учебный год

План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла

План работы методического объединения классных руководителей

План работы оздоровительно-эстетического цикла

План работы педагогов  дополнительного образования

План работы учителей начальных классов

Документация методического объединения

•  Положение о методическом объединении, приказ о назначении председателя МО.

•  План работы методического объединения.

•  Протоколы заседаний.

•  Результаты диагностики , анализы проводимых срезов, контрольных работ и т. д. 

•  Результаты предметных олимпиад.

•  Анализ работы методической службы за год.

 Рекомендации руководителю методического объединения

Направления и формы работы методического объединения учителей любого цикла могут быть самыми разнообразными. Материалы могут помочь руководителю МО в составлении плана и анализа работы, а также в оформлении документации, которую должен иметь каждый руководитель методического объединения школы.

1. Нормативно-правовые документы.

2. Состав членов методического объединения и их темы самообразования.

3. План работы на год.

4. Протоколы заседаний.

5. Аналитические материалы контроля за состоянием преподавания и качеством знаний: данные срезов, другую диагностику, анкеты.

6. Схемы анализов уроков, занятий, воспитательных мероприятий.

7. Анализ работы МО за прошлый год.

8. Архив по деятельности МО за прошлые годы.

9. Папка с перечнем документов по деятельности МО.

Анализ работы методического объединения за год

•  Задачи, которые были поставлены перед методическим объединением.

•  какие результаты получены?

•  итоги экзаменов;

•  результаты олимпиад;

•  результаты поступления в высшие учебные заведения;

•  выполнение программ;

•  воспитанность учеников (в чем проявляется?);

•  итоги  (контрольных работ, тестирований и школьного мониторинга).

•  что способствовало получению этих результатов ?

•  Кадровые условия (подготовленность учителей, повышение квалификации, работа без больничных);

•  методические (наличие программ, учебников, пособий, разработок, обмен опытом, использование новых технологий: УДО, тестирование, информатизация, итоги работы по самообразованию);

•  нормативные (законы, приказы, распоряжения, положения);

•  организационные (расписание, педагогическая поддержка классного руководителя);

•  материальные (наличие множительной техники, компьютеров, приборов и т. д.).

•  Что препятствовало ?

•  Какие проблемы возникли ? Сформулировать проблемы. Что необходимо сделать, чтобы разрешить эти проблемы? Какие задачи (в связи с проблемами) выдвигаются на следующий год?

Анализ оформляется и сдается руководителю, курирующему методическую работу в школе. На заседании МО руководитель  делает сообщение, используя подготовленные материалы.

Памятка по анализу самообразовательной работы учителей в методическом объединении

В ходе анализа необходимо дать ответы на следующие вопросы:

1. Имеется ли у каждого члена методического объединения индивидуальная тема для самообразования?

2. Насколько она связана с общешкольной методической темой?

3. Когда начата работа над темой, когда предполагается закончить эту работу?

4. Практическая значимость работы над темой, например, выступление с докладом на заседании методического объединения, педсовета, методического совета, написание авторской программы, методических рекомендаций, реферата и т.д.

Можно предложить учителям самостоятельно оценить работу своего методического объединения. Они заполняют анкету (см. таблицу 1), отвечая на вопросы которой, каждый педагог оценивает различные мероприятия методического объединения по трем позициям.

1.Полезность проведенного дела. Каждое мероприятие оценивается по трехбалльной системе: 3 балла — очень полезно и интересно; 2 балла — полезно частично и интересно; 1 балл — не полезно, но интересно; 0 баллов — и не полезно, и не интересно.

2. Коэффициент личного участия. Оценивается следующим образом: 3 балла — активный участник; 2 балла — участвовал в отдельных мероприятиях; 1 балл — присутствовал на заседаниях, но участия в работе, как правило, не принимал; 0 баллов — на заседаниях не присутствовал, участия в подготовке мероприятий не принимал.

3. Предложения об улучшении деятельности. Предложения могут носить как критический характер, типа «мероприятие не приносит пользу, только отнимает время педагога, предлагается исключить из плана работы на следующий год», так и конструктивный — «предлагается ряд мероприятий, позволяющих решить ту или иную проблему»

Таблица 1. Лист оценки педагогами деятельности методического объединения

Наименование события (примерный вариант)

Оценка полезности проведенного дела

Коэффициент личного участия

Анализ и предложения

1.

План работы методического объединения

 

 

 

2.

Тематика заседаний методического объединения

 

 

 

3.

Работа по повышению квалификации педагогов внутри методического объединения

 

 

 

4.

Анализ качества знаний, степени обученности учащихся по предмету

 

 

 

5.

Внеурочная деятельность методического объединения

 

 

 

6.

Обобщение, распространение передового опыта

 

 

 

7.

Часы ознакомления с новой педагогической методической литературой

 

 

 

8.

Организация и проведение открытых уроков членами методического объединения

 

 

 

9.

Лекции приглашенных специалистов

 

 

 

10.

Другие мероприятия (перечислить)

 

 

 

 

Литература

1. Блинова И.К., Чикурова М.В. Примерные планы-задания для осуществления инспекционно-контрольной деятельности. // Практика административной работы в школе. 2003. № 5. С. 38–49.

2. 3енова Т.В. Положение о методическом объединении учителей-предметников многопрофильной гимназии № 89 г. Кемерова. //Практика административной работы в школе, 2001. № 7. С. 23–24.

3. Кульневич С.В., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Управление современной школой. Выпуск II. Организация и содержание методической работы: Практическое пособие для школьной администрации, руководителей методических объединений, методистов, учителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов-н/Д: Издательство «Учитель», 2003. — 288 с.

4. Лизинский В.М. О методической работе в школе. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. — 160 с.

5. Максимова Л.И., Федорова Л.А. Организация деятельности школы. (Образование в документах и комментариях). — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. — 173 с.

6. Профессиональные объединения педагогов: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений и учителей. Издание второе / Под. ред. академика РАО М.М. Поташника. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 144 с.

7.Журнал «Практика административной работы в  школе», № 2, 2004